Обнародован план модернизации военной логистики в Европе
В среду, 19 ноября, Еврокомиссия представила «дорожную карту» военной мобильности (Military mobility package). Этот 115-страничный документ предусматривает упрощение перемещения военных грузов и войск внутри ЕС, а также устранение инфраструктурных и бюрократических препятствий в области логистики.
«Военная мобильность является важнейшим фактором оборонной стратегии и возможностей, которые необходимы Европе для эффективного сдерживания противников и реагирования на любые кризисы», – цитирует РБК текст документа.

Флаг Евросоюза
news.tts.lt
В основе плана лежит новая Европейская система усиленного реагирования на военную мобильность (EMERS), которая позволит странам-членам или Еврокомиссии предлагать временную приостановку действия обычных правил транспортировки грузов и людей во время чрезвычайных ситуаций. После запуска EMERS военным будет предоставлен приоритетный доступ к инфраструктуре и транспорту. Фактически речь идет о создании «военного шенгена», заявила во время презентации проекта вице-президент ЕК и еврокомиссар по технологическому суверенитету, безопасности и демократии Хенна Вирккунен.
В итоге должна быть обеспечена быстрая и беспрепятственная переброска войск, техники и обслуживающего персонала через Европу по автомобильным и железным дорогам, воздухом и морем. В соответствии с документом в первой половине 2026 года страны ЕС должны разработать конкретные предложения об организации соответствующих транспортных коридоров, а также модернизации 500 критически важных инфраструктурных объектов, которые могут использоваться с военными целями.
Как отмечает Le Monde, ЕС долгое время игнорировал важность инвестиций в военную мобильность. После окончания холодной войны европейские государства сосредоточились на закупках бронемашин, фрегатов и истребителей, необходимых для зарубежных операций, а вопросы логистики и военной инфраструктуры регионов остались на втором плане. В результате ключевые логистические центры в странах блока сегодня непригодны для военных нужд. Также в странах ЕС действуют разные таможенные и административные правила и ограничения. Показателен в этом смысле эпизод с направленными в 2022 году в Румынию для усиления восточного фланга НАТО французскими танками «Леклер». Их поставка заняла недели по причине транспортных норм Германии, ограничивающих максимальный вес автопоездов.
«Значительные препятствия для эффективной военной мобильности в ЕС сохраняются. Национальные правила часто различаются, фрагментированы и не гармонизированы», – признано в «дорожной карте» ЕК.
Сейчас переброска войск от ключевых западных портов в страны, граничащие с Украиной или Россией, требует около 45 дней. Генерал Фабрис Феола, командующий Французским центром оперативной поддержки и логистики, заявил в октябрьском интервью еженедельнику Defence News, что этот процесс занимает десятки дней, что слишком много, особенно при необходимости быстрого реагирования и поддержки стран Балтии «в случае демонстрации силы Россией». Цель блока – сократить этот срок до пяти дней.
«Чем быстрее мы можем перебросить войска, тем сильнее наше сдерживание и оборона. Нам нужно говорить о днях, а не неделях, для переброски сил в Европу. Например, некоторые государства до сих пор требуют уведомлять за 45 дней о прохождении войск других стран для учений», – заявила на презентации «дорожной карты» глава евродипломатии Кая Каллас.
В соответствии с представленным в среду планом ЕС намерен выделить на военную мобильность дополнительно 17,7 млрд евро из Фонда объединения Европы (CEF) в рамках бюджета на 2028–2034 годы, который должен быть утвержден на встрече лидеров Евросоюза в декабре.
Улучшением военной мобильности ЕС будет заниматься в тесной координации с НАТО. Как пишет Le Monde, после начала боевых действий на Украине американцы установили воздушные мосты между своими базами и ключевыми точками военной логистической сети в Европе. Каждую неделю десятки самолетов перевозят оружие, боеприпасы, танки и бронетехнику в Великобританию, Польшу и Германию. Часть этого затем направляется на Украину автомобильным или железнодорожным транспортом, а часть перемещается на склады на случай необходимого оперативного развертывания войск.
ЕС намерен устранить пробелы в своей коллективной обороне к 2030 году – европейские чиновники считают, что к этому моменту блок должен быть готов к потенциальному военному столкновению с Россией. Этот же срок фигурировал в Белой книге ЕС, посвященной обороне, где описан сценарий «высокоинтенсивной войны» на европейском континенте, а Россия названа «фундаментальной угрозой».
Источник: vpk.name
