День памяти великомученицы Параскевы Пятницы — важный церковный праздник в православной церкви, отмечаемый 10 ноября. Святая Параскева Пятница считается одной из самых почитаемых мучениц, особенно в славянских странах. Великомученица стала символом стойкости веры и защиты от болезней. В народной традиции к святой обращаются с молитвами о помощи в семейных делах, здоровье детей и благополучии в доме. Также в этот день вспоминают мучеников Терентия и Неониллы и чад их, преподобного Стефана Савваита, творца канонов, святителя Димитрия Ростовского и преподобного Иова Почаевского, игумена.
Андрей МонидАвтор ВФокусе Mail
Великомученица Параскева Пятница
Параскева родилась в городе Икония, в Малой Азии. Ее родители почитали пятницу — день страданий Иисуса Христа, поэтому назвали дочь Параскевой, что по-гречески означает «пятница». Рано осиротев, девушка посвятила жизнь девству и распространению христианства среди язычников.
В 300 году в город, где жила христианка, пришел военачальник императора Диоклетиана, чтобы преследовать ее религию. Параскева отказалась поклоняться новым идолам и за это подверглась жестоким пыткам: ее терзали гвоздями, жгли факелами, но она каждый раз набиралась сил, так как ее исцелял Бог. В итоге мученицу обезглавили. Местные жители похоронили Параскеву, а с помощью мощей начали исцелять больных.
Православные христиане особенно почитают великомученицу как покровительницу полей, скота и семейного благополучия. Ей посвящают храмы и часовни, а в день памяти в храмы приносят плоды для освящения. На иконах ее изображают как суровую подвижницу с венцом на голове.
Мученики Терентий и Неонилла и чада их
Святые мученики Терентий и Неонилла вместе с семью детьми (Савил, Фот, Феодул, Иеракс, Нит, Вил и Евникия) жили во времена гонений на христиан при императоре Деции (249−251 гг.). Они верно исповедовали Христа и отвергали идолопоклонство. За это язычники подвергли их жестоким мучениям: пытали, поливали раны уксусом, прижигали огнем, бросали на съедение зверям и в котел с кипящей смолой.
Несмотря на страдания, они молились и поддерживали друг друга, и Бог посылал им помощь — ангелов, исцелявших раны и оберегавших от зверей и огня. Но мучители, не добившись изменения их веры, казнили всю семью обезглавливанием.
Святитель Дмитрий Ростовский
Святитель Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в 1651 году близ Киева в благочестивой семье. С юных лет проявил большой талант и хорошие способности в учебе, изучал греческий, латинский и классические науки в Киево-Могилянской коллегии. В 1668 году принял монашество и получил имя Димитрий.
Он начал свою духовную службу в монастырях Украины, Литвы и Беларуси, был игуменом нескольких обителей. В 1684 году был приглашен в Киево-Печерскую лавру, где ему поручили грандиозный труд — составление жизнеописаний святых. Эта работа длилась около 20 лет и потребовала большого усилия и духовного вдохновения.
В 1701 году по указу Петра I Димитрия назначили митрополитом Сибирским, позже — митрополитом Ростовским. Там он активно работал над укреплением Русской Православной Церкви и борьбой с расколом старообрядцев. Святитель Димитрий известен как пример святой, аскетической и нестяжательной жизни. Умер в 1709 году, не имея ничего, кроме книг и рукописей. Был причислен к лику святых в 1757 году.
Преподобный Иов Почаевский, игумен
Преподобный Иов Почаевский (в миру Иван Железо) родился в середине XVI века в Галиции. С детства посвятил себя монашеской жизни и рано стал священником. Около 1580 года возглавил Крестовоздвиженский монастырь под Дубно, где управлял более 20 лет, несмотря на гонения на православных.
В начале XVII века он обосновался на Почаевской горе, возле Успенской обители, и стал ее игуменом. Был кроток, трудолюбив, заботился о монастыре и его окрестностях. Активно участвовал в защите православия, присутствовал на Киевском Соборе 1628 года против унии. После 1642 года принял великую схиму под именем Иоанн, много молился, уединялся в пещере.
Скончался в 1651 году в преклонном возрасте (около 100 лет), продержав игуменство около 50 лет. Был канонизирован в 1659 году. Мощи преподобного Иова открыли в 1833 году, а с 1902 года ежегодно вокруг Успенского собора Почаевской Лавры совершается их крестный ход после литургии.
Что можно делать в этот день
Собраться семьей за ужином. Главная традиция — праздничный ужин с блинами, пирогами и ягодным киселем. Это укрепляет семейные отношения и приносит тепло в дом.
Гадать на льне. Девушки смотрели на качество льна: ровный и мягкий лен обещал счастье и замужество, а рваный — предупреждал о проблемах.
Заботиться о душе и здоровье. Утро начинали с молитвы Параскеве, прося защиты и благополучия. После — прогулка на свежем воздухе для здоровья и бодрости.
Говорить теплые слова. День подходил для просьбы прощения и выражения добрых слов, чтобы очистить душу и восстановить мир в семье.
Наблюдать за приметами. Обильная роса и дым, поднимающийся столбом, предвещали хорошую погоду, а раскрытые кувшинки — ясный день.
Чего делать нельзя
Оставлять окна и двери открытыми на ночь. Считалось, что через них в дом может проникнуть нечистая сила, приносящая болезни и ссоры.
Давать или брать деньги в долг после заката. Вечерние финансовые операции якобы привлекали долги и бедность.
Стирать белье в открытых водоемах. В этот день вода считалась «нечистой», поэтому стирка могла привести к сглазу или порче семьи.
Рассказывать свои сны. Сны, приснившиеся в ночь на 10 ноября, считались вещими. Озвучивание их могло «пробудить» плохие предзнаменования.
Резать хлеб ножом. Хлеб символизирует достаток. Резать его ножом — значит «отрезать» благополучие семьи. Лучше ломать хлеб руками.
Кормить домашних животных со стола. Это могло привести к болезням питомцев или их побегу.
Ставить на стол пустую посуду. Пустые тарелки символизировали нужду и бедность, поэтому посуду после еды следовало сразу убирать.
Источник: news.mail.ru
